Согласно стандарту СТБ 1080-2011 нельзя выступать в качестве государственного заказчика и финансировать научно-исследовательскую работу (далее – НИР) без заключения договора. Договор является юридическим документом, который определяет права и обязанности сторон, условия финансирования, сроки выполнения и другие важные аспекты НИР. Без договора между государственным заказчиком и организацией-исполнителем НИР нет юридической основы для финансирования и контроля выполнения работ. Договор является основой для надлежащего проведения и контроля НИР.
Государственный заказчик: Организация, являющаяся распорядителем средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов, а также средств государственных внебюджетных фондов (далее – государственные средства), предусмотренных для финансирования создания результатов научно-технической деятельности, заключающая договоры с исполнителями (СТБ 1080-2011)
Исполнитель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителем работ в соответствии с договором на выполнение НИР, ОКР и ОТР (СТБ 1080-2011)
Согласно стандарту СТБ 1080-2011, этапами выполнения научно-исследовательских работ являются:
1. Этап выбора направления и методики исследований:
– выявление и анализ проблемы;
– обоснование темы исследований;
– постановка целей и задач исследований.
2. Этап теоретических и экспериментальных исследований:
– планирование отдельных этапов решения поставленных задач;
– разработка методик исследований и проведение исследований.
3. Этап обобщения и оценки результатов исследования:
– обработка результатов;
– оценка эффективности полученных результатов;
– технико-экономическое обоснование результатов.
4. Этап реализации результатов исследования:
– подготовка материалов по использованию результатов;
– внедрение результатов исследований.
Заключительный отчет о НИР = этап1+этап2+этап3+этап4.
Приемка отчета о НИР нанимателем (исполнителем)
Рассмотрение отчета о НИР на научно-техническом совете исполнителя (далее – НТС) осуществляется с целью получения коллективного экспертного мнения и оценки выполненной работы. Положительное решение НТС является подтверждением того, что научный коллектив выполнил НИР и свои обязательства перед нанимателем (исполнителем). Решение НТС свидетельствует, что работа проведена качественно и ее результаты соответствуют требованиям технического задания. Далее исполнитель на основании положительного решения НТС выстраивает отношения с заказчиком НИР – представляет ему результаты работы, организует экспертизу и приемку выполненной НИР непосредственно заказчиком.
Уточняющие аспекты:
1. НТС – это коллективный орган, состоящий из экспертов и представителей различных областей, которые имеют соответствующую квалификацию и опыт в данной научно-технической области.
2. Руководитель НИР представляет отчет о НИР на НТС, предоставляя детальную информацию о выполненных работах, достигнутых результатах, использованных методах и полученных данных.
3. НТС проводит анализ и обсуждение представленного отчета о НИР, оценивая его научную значимость, методологию, соответствие поставленным задачам и достигнутым результатам.
4. Если при рассмотрении отчета о НИР члены НТС обнаруживают недостатки, нерешенные проблемы или не соглашаются с выводами, НТС может предложить рекомендации и замечания к работе. Эти рекомендации и замечания НТС должны быть зафиксированы в официальном решении (протоколе) заседания НТС. Отражение рекомендаций и замечаний НТС в протоколе обязательно для последующего устранения выявленных недостатков работы. После доработки НИР с учетом рекомендаций НТС материалы могут быть представлены на повторное рассмотрение.
5. Наличие стенограммы заседания НТС важно для отслеживания процесса доработки, оценки качества и приемки результатов НИР государственным заказчиком (далее – заказчик). Стенограмма позволяет зафиксировать замечания и рекомендации членов НТС по отношению к проведенной НИР. Заказчик может проанализировать эти замечания и оценить научно-технический уровень работы на основе мнений экспертов НТС. Наличие стенограммы упрощает контроль за устранением выявленных недостатков НИР. Стенограмма заседания НТС демонстрирует:
– насколько глубоко члены НТС вникают в суть представленной научной работы, задают ли вопросы по ее содержанию,
– нацелены ли они на выявление недочетов или, наоборот, стремятся подчеркнуть достоинства работы,
– приводят ли члены НТС экспертные суждения по существу НИР или ограничиваются общими фразами,
– насколько конструктивными и обоснованными являются их критические замечания и предложения.
При возникновении спорных вопросов стенограмма служит доказательством позиции НТС в оценке качества работы. Стенограмма дискуссии позволяет оценить аргументацию сторон и сделать выводы о степени обоснованности замечаний или выводов по НИР.
5. Решение о приемке отчета о НИР и его окончательной оценке принимается дирекцией на основе рекомендаций (решения) НТС и других соответствующих факторов.
Приемка отчета о НИР заказчиком
Отчет о НИР вместе с протоколом и стенограммой заседания НТС предоставляется заказчику. Заказчик для оценки результатов НИР создает приемную комиссию (далее – комиссия), в состав которой может включить как собственных высококвалифицированных специалистов, так и привлеченных экспертов сторонних организаций. Комиссия проводит детальный анализ отчетной документации, проверяет соответствие результатов НИР требованиям технического задания, оценивает качество и научно-технический уровень проведенной работы. По итогам экспертизы комиссия готовит заключение для заказчика с рекомендациями о приемке либо доработке НИР. На основании заключения комиссии заказчик принимает решение о принятии или отклонении работы исполнителя. Если отчет о НИР соответствует поставленным задачам и требованиям, заказчик подтверждает приемку НИР.