Показатель наукоемкости ВВП[1] – агрегированный показатель, который объединяет различные меры исследовательской активности и инноваций на национальном уровне и связывает их с экономическими показателями страны. При этом есть существенные различия в масштабе и природе данных, которые учитываются при расчете показателя наукоемкости ВВП.
Несколько ключевых аспектов, которые подтверждают относительную искусственность объединения показателей науки и экономики в один показатель:
1) Упрощенное представление: показатель наукоемкости ВВП учитывает только затраты на исследования и разработки как процент от ВВП. Это узкий и упрощенный подход, который не учитывает множество других факторов, влияющих на инновационный потенциал страны:
– Образование и человеческий потенциал: качественное образование и наличие высококвалифицированных кадров также играют важную роль в развитии науки и технологий. Наличие хорошо образованных специалистов способствует более эффективному использованию финансовых ресурсов.
– Инфраструктура: наличие современной инфраструктуры способствует передаче знаний и ускоряет научные исследования.
– Развитие рынка: наличие развитого рынка и спроса на инновационные продукты и технологии стимулирует их разработку.
– Инновационная культура: наличие поддержки государства, доступных грантов и льгот для исследователей, а также инновационной культуры в обществе способствуют стимулированию научных исследований.
2) Краткосрочность: показатель наукоемкости ВВП оценивает текущие затраты на исследования и разработки как процент от ВВП в определенный период времени (обычно год). Однако значимые научные исследования и разработки могут потребовать значительного времени для своей реализации и внедрения.
– Научные исследования и разработки могут занимать годы или даже десятилетия, прежде чем они приведут к конкретным инновационным продуктам или технологиям.
– Долгосрочные инвестиции в науку могут быть не так заметны в показателе наукоемкости ВВП, но важны для будущего инновационного роста.
– Инновации часто возникают на стыке различных областей знаний, поэтому показатель наукоемкости ВВП не учитывает междисциплинарный характер научных исследований.
3) Отсутствие качественной оценки: показатель наукоемкости ВВП фокусируется на количественной оценке затрат на науку и исследования, но не учитывает их качество или реальный вклад в развитие общества и экономики.
– Большой объем научных расходов не всегда означает высокое качество исследований или успешные инновации. Качество научных проектов и их значимость для проблем общества также играют важную роль в успешных инновациях.
– Отсутствие учета реального воздействия науки на экономику и общество может привести к искаженному представлению о реальной «наукоемкости» страны.
Использование наукоемкости ВВП в качестве целевого показателя является неправильным и даже опасным как минимум по следующим причинам:
- Отсутствие направленности: показатель наукоемкости ВВП является пассивным отражением состояния экономики и не обладает направленностью или стратегией. Он не указывает на конкретные шаги или действия, которые необходимо предпринять для достижения желаемых результатов в области науки и исследований.
- Одномерность показателя: наукоемкость ВВП фокусируется только на количественных аспектах научных исследований и разработок, игнорируя качественные и социальные аспекты науки. Этот показатель не отражает, насколько наука способствует решению реальных проблем общества, повышению качества жизни людей.
- Недостаточное учет важности основных исследований: при фокусировке на наукоемкости ВВП может быть забыто, что фундаментальные исследования играют критическую роль в создании основы для прикладных и инновационных достижений. Они способствуют долгосрочному развитию и созданию новых технологий.
- Возможные негативные последствия: если наукоемкость ВВП становится основной мерой успеха в области науки, это может стимулировать краткосрочный и ограниченный подход, сосредоточенный на быстрых результатах и коммерциализации исследований, в ущерб долгосрочным инновациям и научному разнообразию.
- Искусственная стимуляция показателя: в попытке увеличить наукоемкость ВВП, государство может искусственно увеличивать финансирование научных проектов, даже если они не приносят реальной ценности или имеют низкую научную значимость.
- Недостаточный учет образования и культуры: показатель наукоемкости ВВП упускает из виду роль образования и культуры в научном развитии. Сильная система образования, поддержка талантливых ученых и стимулирование научной культуры являются важными факторами успеха в научных исследованиях.
Наукоемкость ВВП определяется различными социально-экономическими укладами, что делает его использование для межстрановых сравнений, как минимум, некорректным. Несколько причин, почему наукоемкость ВВП непригодна для межстрановых сравнений:
- Различные методологии расчета: методологические различия могут включать разные определения научных исследований и разработок, а также вариации в оценке затрат на науку.
- Различные структуры экономики: структура экономики и особенности отраслей в разных странах могут сильно различаться. Например, страна с высокоразвитой индустрией и высоким уровнем технологических инноваций может иметь объективно более высокий показатель наукоемкости ВВП по сравнению с страной, ориентированной на сырьевые отрасли и традиционные производства.
- Неравномерное распределение наукоемких отраслей: даже внутри одной страны различные отрасли могут иметь разные уровни наукоемкости. Сравнение страны на основе общего показателя наукоемкости ВВП не учитывает этого неравномерного распределения.
- Культурные и исторические факторы: различные культурные и исторические особенности влияют на то, как страны развивают науку и инновации. Эти факторы могут повлиять на показатель наукоемкости ВВП и создать сложности в межстрановых сравнениях.
- Различия в социально-экономических укладах экономики: разнообразие социально-экономических укладов в различных странах ставит под сомнение возможность корректных межстрановых сравнений. Так в табл. 1 приведены концептуальные различия в организации и результатах науки в СССР и США.
Табл.1 – Концептуальные различия науки в СССР и США
Критерии | Наука в СССР | Наука в США |
Система управления научными исследованиями | Централизованное управление, государственное финансирование | Децентрализованное управление, частное и государственное финансирование |
Ориентация и приоритеты исследований | Теоретические и экспериментальные исследования, фокус на технологических разработках и обороне | Фундаментальные и прикладные исследования, широкий спектр научных областей и применений |
Финансирование науки | Государственное финансирование, научные институты подчинены государству | Частное и государственное финансирование, научные институты независимы и коммерциализированы |
Система образования и подготовка научных кадров | Единая система образования, акцент на инженерных и прикладных науках | Разветвленная система образования, акцент на фундаментальных исследованиях и интердисциплинарности |
Инновационная инфраструктура | Закрытые научные города и специализированные научные центры | Открытые и инновационные университеты, исследовательские парки и лаборатории |
Результаты исследований и инновации | Успехи в космической программе, развитие ядерной энергетики, технологические достижения | Высокий уровень фундаментальных знаний, инновации в технологиях, информационные технологии, медицинские открытия |
Заключение
Показатель наукоемкости ВВП представляет собой норматив для государственного планирования расходов на науку; позволяет определить процентное соотношение расходов на науку в общем объеме бюджета; помогает государственным органам исходить из относительной важности науки и инноваций при разработке бюджетных планов. Экономические показатели научной деятельности
[1] Наукоемкость ВВП (валового внутреннего продукта) – отношение объема затрат на научные исследования и разработки (числитель) к валовому внутреннему продукту (знаменатель).