Преодолевая миф о качестве высшего образования

В настоящее время в общественном дискурсе доминирует узкое понимание качества образования, сводящееся к формальным характеристикам образовательного процесса: высокая плата за обучение, наличие именитых преподавателей, престижная материально-техническая база и др. Однако подобное видение лишь консервирует сложившиеся в системе высшего образования рыночные механизмы, в рамках которых вуз вынужден рассматривать студента как потребителя и повышать стоимость предоставляемых «образовательных услуг». К сожалению, эта парадигма не решает фундаментальной задачи повышения результативности подготовки востребованных рынком труда специалистов.

В предлагаемой концепции происходит переосмысление самой сущности и социально-экономической роли высшего образования. Отказываясь от редукции вузов – роли поставщиков образовательных услуг и “продавцов дипломов”, мы рассматриваем сферу подготовки кадров как важнейшую отрасль производства – наряду с промышленностью и сельским хозяйством. Ключевым результатом деятельности университетов в этой парадигме является не диплом о высшем образовании, а востребованный рынком выпускник. Достигается это благодаря вовлечению работодателей в процесс целевой подготовки через механизм подписки на специалистов, что кардинально меняет мотивацию и экономические стимулы в системе высшего образования.

В основе предлагаемой модели лежит переход от финансирования образовательного учреждения к целевому финансированию конкретных программ специальностей, реализуемых в рамках простого товарищества заинтересованных сторон. Такой подход позволяет обеспечить подготовку специалистов в интересах и при непосредственном участии будущего работодателя (подписчика). Само учебное заведение перестаёт быть поставщиком “образовательной услуги”, а становится равноправным участником программы наряду с компаниями, госструктурами, банками и другими организациями. Здесь нет места купле-продаже услуг и нет потребителя. Есть совместный учебно-производственный процесс на базе образовательной организации и предприятий с целью получения конечного результата – востребованного рынком специалиста. Достижение этой цели и является предметом целевого финансирования программы её участниками.

Реализация такого подхода позволяет в комплексе решить задачи повышения качества и востребованности образовательных результатов, сделав их максимально отвечающими актуальной и перспективной потребности в кадрах.

Реализация программы включает два равнозначных периода обучения:

  1. Получение теоретических знаний в образовательной организации.
  2. Профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте в компании-работодателе.

Данный подход позволяет:

  • Гибко реагировать на запросы рынка труда при разработке образовательных траекторий;
  • Повысить практикоориентированность обучения за счёт включения в него этапа профессионального становления в организации;
  • Обеспечить устойчивое финансирование и ресурсное обеспечение образовательного процесса, минимизировав нагрузку на бюджет.

В предлагаемой модели предусмотрен принципиально новый финансовый механизм обеспечения образовательных программ:

  1. Устраняется прямая взаимосвязь между доходами образовательного учреждения и расходами потребителя (студента). Студент не покупает образовательную услугу, а выступает вкладчиком программы наряду с другими участниками.
  2. Финансирование осуществляется за счет процесса подписки организаций-работодателей на подготовку специалистов и последующего целевого использования банковского капитала для оплаты расходов программы.
  3. Государство выполняет функцию гаранта и регулятора этого процесса. Оно стимулирует работодателей к участию в подписке на нужные профессии и специальности.
  4. Бюджетное финансирование и инвестиции идут не напрямую образовательной организации, а на развитие инфраструктуры и обеспечение условий для качественной реализации образовательных программ.
  5. Учебное заведение получает не бюджетные средства и оплату за обучение, а долю от объёмов подписки компаний в качестве экономического стимула к эффективной работе.

Таким образом, все финансовые потоки ориентированы на конечный результат – востребованного рынком выпускника, что и является основой качества образования.

Данный подход предусматривает существенную трансформацию роли и организационной структуры образовательного учреждения:

  1. Вуз ориентируется не на предоставление услуг за плату и получение бюджетного финансирования, а на качественную реализацию образовательных программ на основе проектного подхода.
  2. Основная структурная единица – не факультеты и кафедры, а проектные команды программ специальностей. Кафедры отвечают за этапы реализации программ.
  3. Каждая программа имеет куратора. Он формирует требования и оценивает результат.
  4. Руководитель программы от вуза возглавляет команду преподавателей, которые выступают инициаторами и руководителями конкретных образовательных проектов в рамках программы.
  5. Студент является участником программы, находится под её опекой в течение всего срока освоения специальности. Получает стипендию на этапе обучения в организации.

Заключение

Предлагаемая модель радикальным образом отличается от распространённой сейчас коммерциализации образования, когда вузы выступают поставщиками услуг, а студенты и их кредиторы – плательщиками.

Главные отличия заключаются в следующем:

  1. Устраняется прямая взаимосвязь между оплатой за обучение и доходами вуза. Нет покупки и продажи образовательных услуг.
  2. Госбюджет не оплачивает само обучение, а стимулирует спрос со стороны работодателей и инвестиции в инфраструктуру.
  3. Коммерческие организации не покупают услуги у вузов, а целевым образом инвестируют в подготовку нужных кадров.
  4. Студенты и преподаватели вовлечены в единый созидательный процесс, а не противопоставлены как продавцы и покупатели услуг.
  5. Главный ориентир – не извлечение дохода, а общая заинтересованность в конечном результате программы в виде востребованного специалиста.
  6. Концепция программы может быть логично масштабирована на более ранние этапы образования, вплоть до старших классов школы. Это позволит обеспечить непрерывность и преемственность в освоении будущей специальности.
  7. Обучения в вузе – это только начальный этап получения высшего образования. Диплом о высшем образовании выдается выпускнику по итогам полного цикла освоения специальности – после успешного завершения совместной программы вуза и предприятия.
  8. В предлагаемой модели существенно меняется роль государства в системе образования:
  • Государство перестаёт напрямую финансировать деятельность образовательных учреждений. Это устраняет неэффективное расходование бюджетных средств. Вместо этого государство выполняет роль регулятора и гаранта процесса целевой подготовки кадров (подписки). Оно стимулирует и поддерживает подписку работодателей на реализацию образовательных программ по нужным для экономики направлениям.
  • Ключевая государственная задача – долгосрочное планирование потребности экономики в кадрах и компетенциях с учётом задач технологического и социально-экономического развития.
  • Бюджет участвует в создании инфраструктуры и условий для качественной подготовки специалистов (научные исследования, материально-техническая база, цифровизация).
  • Государство оценивает не сам образовательный процесс, а реальную востребованность подготовленных специалистов на рынке труда – происходит переориентация государства на выполнение системообразующей стратегической функции в сфере образования.

Полноценная подготовка востребованного специалиста возможна только в рамках партнерства университета и организаций-работодателей (подписчиков), реализующих единую программу освоения конкретной специальности от изучения теории до закрепления практических навыков непосредственно на рабочем месте. Такая программа рассматривается как самостоятельная институциональная единица со своей структурой управления, бюджетом, планом реализации, в которую равноправно вовлечены вуз и предприятия. Именно программа специальности обладает полномочиями по выдаче юридически значимого документа о высшем образовании, подтверждающего получение полного комплекса актуальных профессиональных компетенций. Это позволит трансформировать устаревшую модель обособленного функционирования вузов по выдаче дипломов, формально соотносимых с качеством высшего образования.

Расчеты и сопровождение – под заказ

В.В. Лемех. Преодолевая миф о качестве высшего образования.
ResearchGate. 2024.URL: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.13937.86883

Loading

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Владимир Лемех

0
Комментарии: 0Публикации: 210Регистрация: 21-02-2021
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x