- Вводная часть (продолжение следует)
Метод сетевого планирования и управления
Метод сетевого планирования и управления, который был разработан и широко применялся в Советском Союзе, представлял собой комплексный подход к организации и координации работы различных участников сложных проектов и комплексных мероприятий, таких как строительство заводов, дорог, космических аппаратов и т.д.
Суть метода:
Метод сетевого планирования и управления был наглядным, гибким и динамичным инструментом управления по результатам, учитывал неопределенность и риски, способствовал коллективному участию и ответственности, активно использовался в СССР для решения задач национального масштаба, например, применялся при строительстве БАМа, организации Олимпийских игр в Москве в 1980 году, разработке космической программы «Энергия-Буран» и многих других проектах. Метод сетевого планирования и управления является важной частью истории советского менеджмента и инженерии. Он свидетельствует о том, что в СССР были созданы и реализованы передовые научные разработки в области управления сложными системами.
После распада СССР метод сетевого планирования и управления постепенно утратил свою актуальность и был заменен рыночным подходом к решению задач национального уровня, в частности – государственными программами. Государственная программа обычно формируется и финансируется правительством страны на основе анализа общественных потребностей, приоритетов и рыночной конъюнктуры. В зависимости от правовой и институциональной базы страны государственная программа может принимать различные формы, однако следует выделить некоторые общие элементы успешных мировых практик программно-целевого управления проектами, такие как:
– четкая и измеримая цель, определяющая ожидаемый результат программы;
– подробный план, определяющий действия, ресурсы, ответственность, индикаторы и сроки реализации программы;
– бюджет на реализацию программы, льготы и преференции ее участникам;
– система мониторинга и оценки, которая отслеживает прогресс и результаты программы и позволяет вносить коррективы и улучшения в случае необходимости;
– коммуникационная стратегия, которая информирует и вовлекает соответствующие заинтересованные стороны, инвесторов и бенефициаров программы.
Алгоритм легитимизации государственной программы
Алгоритм легитимизации государственной программы предусматривает последовательность действий, обеспечивающих одобрение и поддержку государственной программы соответствующими органами власти и субъектами предпринимательской деятельности. Алгоритм легитимизации государственной программы включает следующие шаги:
– подготовка проекта государственной программы ответственным министерством или ведомством в консультации с другими министерствами или ведомствами;
– представление проекта государственной программы в правительство для рассмотрения и утверждения;
– публикация проекта государственной программы на официальном сайте правительства и других медиа-платформах для общественного обсуждения и обратной связи;
– доработка проекта государственной программы по результатам общественного обсуждения и отзывов;
– представление доработанного проекта государственной программы в парламент для рассмотрения и принятия;
– публикация принятой государственной программы на официальном сайте правительства и других медийных площадках для распространения и реализации.
Концепция и легитимизация государственных программ варьируются в зависимости от политической системы, правовой базы, институционального потенциала и социально-экономического контекста каждой страны. Однако можно выделить некоторые общие принципы лучших практик, такие как:
– согласование государственных программ с национальным видением социально-экономического прогресса страны и частными интересами бизнес-сообществ;
– вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс разработки концепции и легитимизации программы, обеспечение прозрачности и подотчетности;
– использование научно обоснованных подходов и методов для разработки и оценки государственных программ, обеспечивающих их актуальность, эффективность и результативность;
– координация и интеграция государственных программ с другими программами на разных уровнях и в разных секторах, обеспечение согласованности, взаимодополняемости и синергии;
– мониторинг и оценка реализации и результатов государственных программ, обеспечение обратной связи.
Экономический механизм реализации государственных программ – сложный и многогранный процесс, в котором задействованы различные субъекты, институты и инструменты. Основная цель такого механизма – обеспечить эффективное и рациональное распределение ресурсов, координацию действий и достижение желаемых результатов хозяйствующих субъектов экономики. Можно выделить некоторые общие элементы и принципы экономического механизма реализации государственных программ, такие как:
– последовательное определение сферы действия программы, ее бенефициаров;
– согласование целей программы с национальной стратегией развития и приоритетами ведения бизнеса;
– участие и консультации с соответствующими заинтересованными сторонами, включая гражданское общество, частный сектор и международных партнеров;
– создание надежной правовой и институциональной базы, определяющей роли, обязанности и подотчетность различных участников программы;
– выделение адекватных и устойчивых финансовых ресурсов и механизмов для управления и мониторинга;
– принятие гибких и адаптивных подходов, обеспечивающих обучение и обратную связь;
– оценка эффективности, воздействия и результатов программы с использованием методов и критериев, основанных на сверстке показателей.
Руководящие принципы программы грантовой поддержки Grand Solutions (Дания)