В данной публикации предпринята попытка анализа отдельных аспектов деятельности Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) по двум ключевым направлениям: приоритеты научно-технической политики и коммерциализация результатов научно-технической деятельности (НТД). Выборочный анализ основан на информации, представленной на официальном сайте ГКНТ, и призван выявить потенциальные проблемные области, требующие особого внимания и совершенствования.
- Приоритеты научно-технической политики
URL: https://gknt.gov.by/deyatelnost/nauchno-tekhnicheskaya-politika/prioritety/, дата доступа 25.03.2024
Рис.1 Скриншот веб-страницы с сайта ГКНТ
На основе приведенной информации со страницы ГКНТ о приоритетах научно-технической политики можно сделать следующие выводы:
- Ресурсное обеспечение. На странице не упоминаются конкретные ресурсы (финансовые, человеческие, материальные), выделяемые на реализацию приоритетных направлений научно-технической политики. Отсутствует информация о бюджетных ассигнованиях, количестве задействованных ученых и исследователей, а также материально-технической базе.
- Стратегии и методы. Приоритетные направления не содержат подробных стратегий и конкретных методов для достижения поставленных целей, отсутствуют планы действий, дорожные карты или механизмы реализации.
- Влияние на экономику, науку и общество. Упоминается, что реализация приоритетов позволит создать новые технологии и продукты в различных областях экономики, но не проводится детальный анализ их потенциального влияния на экономическое развитие, научное сообщество и общество в целом.
- Критерии оценки и мониторинга. В представленной информации не указаны конкретные критерии оценки и способы мониторинга прогресса в реализации приоритетных направлений. Отсутствуют показатели эффективности и механизмы отслеживания достижений.
- Прозрачность и общественное участие. На веб-странице не содержится информации о возможностях общественного обсуждения или участия в формировании научно-технической политики. Не упоминаются каналы взаимодействия с заинтересованными сторонами и получения обратной связи.
В целом, представленная информация достаточно обобщенная и не содержит детальных сведений о ресурсном обеспечении, конкретных стратегиях, ожидаемых результатах, критериях оценки и механизмах общественного участия в реализации приоритетных направлений научно-технической политики. Материал носит декларативный характер и не предоставляет подробностей о практической реализации заявленных приоритетов.
Приоритетные направления научно-технической политики, представленные на веб-странице сайта ГКНТ, относятся к периоду 2011-2015 годов, а не к текущему периоду 2021-2025 гг. «Свежий» доклад о состоянии и перспективах развития науки датируется 2016 годом. Публикация устаревших сведений за 2011-2016 годы в 2024 году является серьезным недостатком, поскольку не позволяет получить актуальную картину и проследить динамику развития за последние 7-8 лет. Отсутствие своевременного обновления такой важной информации на официальном сайте подрывает доверие к работе ГКНТ и ставит под сомнение эффективность реализации и мониторинга приоритетов научно-технической деятельности в стране.
Основываясь на проведенном анализе представленной на сайте ГКНТ информации о приоритетных направлениях научно-технической политики, можно сделать критическое заключение об недостаточном уровне добросовестности менеджмента данной государственной организации в осуществлении своих функций по эффективному управлению и координации научно-технической деятельности в стране. ГКНТ следует изучить лучшие практики в этой области и принять меры по улучшению качества отображения информации на сайте организации.
- Коммерциализация результатов НТД
URL: https://gknt.gov.by/deyatelnost/nauchno-tekhnicheskaya-politika/kommertsializatsiya_rezultatov_ntd/, дата доступа 25.03.2024
Рис.2 Скриншот веб-страницы с сайта ГКНТ
На основе приведенной информации со страницы ГКНТ о коммерциализации результатов научно-технической деятельности (НТД) можно сделать следующие критические замечания:
- Отсутствие оценки реального положения дел и конкретных результатов. На странице представлена только нормативно-правовая база, регулирующая процесс коммерциализации, но нет данных о количестве успешно коммерциализированных разработок, объемах привлеченных инвестиций, экономическом эффекте и других показателях эффективности коммерциализации.
- Нет доступа к государственному реестру прав на результаты НТД. Ссылки ведут только к нормативным документам о порядке ведения реестра, но отсутствует сам реестр в электронном виде для общественного доступа.
- Низкий уровень информационной открытости и отсутствие механизмов обратной связи. Предоставляется только общая информация, но нет возможности получить детальные консультации, инструкции или пошаговые руководства для исследователей и разработчиков по вопросам коммерциализации. Отсутствуют каналы для запросов и обратной связи.
- Формальный подход и преобладание законодательного компонента. Основной акцент сделан на нормативных документах, тогда как практические аспекты, лучшие практики, примеры успешных кейсов, механизмы поддержки и содействия коммерциализации практически не освещены.
- Отсутствие информации о планах, инициативах и программах по стимулированию коммерциализации. Нет сведений о мерах, предпринимаемых ГКНТ для активизации процессов коммерциализации, взаимодействия с бизнесом, привлечения инвестиций и развития инновационной экосистемы.
В целом, представленная на данной странице информация о коммерциализации результатов НТД сосредоточена преимущественно на формальных аспектах и законодательной базе, но не отражает реального положения дел, достигнутых результатов и конкретных действий ГКНТ по стимулированию и поддержке процессов коммерциализации разработок.
На основе анализа представленной информации о коммерциализации результатов научно-технической деятельности (НТД) на сайте ГКНТ можно сделать следующие выводы в отношении менеджмента, ответственного за данное направление:
- Отсутствие понимания важности цифровой трансформации и продвижения инноваций. Предоставление информации в основном через публикацию нормативных документов свидетельствует о недостаточно цифровом подходе и невысоком уровне использования современных онлайн-инструментов и интерактивных сервисов.
- Низкий уровень интернет-коммуникаций и взаимодействия с пользователями. Отсутствуют возможности для обратной связи, онлайн-консультаций, форумов обсуждения вопросов коммерциализации и обмена опытом между исследователями, разработчиками и представителями бизнеса.
- Недостаточная проактивность в продвижении результатов НТД. На сайте нет активного представления и популяризации конкретных перспективных разработок, их коммерческого потенциала, успешных кейсов и достижений в сфере коммерциализации.
- Ограниченное использование современных инструментов бизнес-аналитики и визуализации данных. Публикация сухих нормативных документов без наглядных диаграмм, инфографики и интерактивных панелей мониторинга показателей коммерциализации снижает понятность и наглядность представления информации.
- Недостаточное внимание к развитию компетенций и обучению вовлеченных сторон по вопросам коммерциализации. На сайте не представлены обучающие материалы, руководства, вебинары или программы повышения квалификации для исследователей и предпринимателей.
Данные недостатки свидетельствуют о недостаточном уровне цифровой трансформации и инновационного подхода в работе менеджмента ГКНТ, ответственного за коммерциализацию результатов НТД. Отсутствие современных онлайн-инструментов, низкий уровень интерактивных коммуникаций и ограниченное продвижение инноваций негативно сказываются на эффективности процессов коммерциализации и снижают вовлеченность заинтересованных сторон.
Общий вывод
Анализ информации на сайте ГКНТ, касающейся приоритетных направлений научно-технической политики и коммерциализации результатов НТД, выявил серьезные недостатки в деятельности организации. Публикация устаревших данных, отсутствие прозрачности, недостаток конкретных стратегий и оценки результатов, низкий уровень цифровых коммуникаций и продвижения инноваций указывают на системные пробелы в работе менеджмента.