Сетевое планирование применяется в самых разных областях, от строительства и производства до информационных технологий и науки. Однако оно также находит применение в области государственной поддержки инновационных проектов, исходя из своих специфических преимуществ. Рассмотрим подробно те преимущества, которые предоставляет сетевое планирование в контексте государственной поддержки инновационных инициатив:
1) Учет взаимосвязей между проектами. Например, результаты НИОКР по разработке новых материалов в одном инновационном проекте могут использоваться при создании прототипа в другом проекте. Сетевая модель позволяет комплексно отразить такие взаимозависимости.
2) Оптимальное распределение бюджетных средств. Сетевой подход, в отличие от пообъектного финансирования, позволяет рационально распределить средства с учетом приоритетности и ожидаемого эффекта от каждого элемента портфеля инновационных проектов.
3) Сокращение общих сроков реализации. Например, за счет возможности параллельного выполнения взаимосвязанных работ в разных инновационных проектах портфеля.
4) Повышение общей результативности господдержки. Синергетические эффекты взаимодействия проектов в портфеле могут обеспечить мультипликативный эффект по сравнению с разрозненным финансированием.
5) Гибкость и возможность корректировки. Сетевые модели позволяют оперативно вносить изменения в параметры реализации портфелей инновационных проектов по результатам мониторинга.
6) Точный прогноз затрат и результатов реализации портфелей проектов. За счет комплексного учета взаимосвязей и параметров всех проектов и работ.
7) Повышение обоснованности управленческих решений. Благодаря наглядному отражению в сетевой модели всех взаимозависимостей в портфеле инновационных проектов.
8) Возможность проведения имитационного моделирования. Путем варьирования параметров сетевых моделей можно оценить эффективность разных сценариев реализации портфелей инновационных проектов.
9) Автоматизация процессов сетевого планирования и управления. С использованием специализированного программного обеспечения повышается качество и скорость планирования и мониторинга портфелей инновационных проектов.
10) Повышение наглядности и понятности. По сравнению с другими формами планирования сетевые графики более наглядны и понятны для всех участников процесса.
Сравнение подходов к финансированию инновационных проектов и решению сетевых задач приведено в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение подходов к финансированию инновационных проектов и решению сетевых задач
Параметр | Финансирование инновационных проектов | Решение сетевых задач |
Объект рассмотрения | Отдельные инновационные проекты | Портфель взаимосвязанных проектов |
Цель | Финансирование конкретных проектов | Оптимизация параметров портфеля проектов |
Подход | Раздельное финансирование проектов | Комплексный анализ взаимосвязей |
Методы | Экспертная оценка проектов | Математическое моделирование сетей |
Критерии оценки | Эффективность отдельных проектов | Эффективность портфеля в целом |
Инструменты | Бюджетирование, финансовый контроль | Сетевое планирование, оптимизация |
Результат | Реализация отдельных проектов | Системная реализация взаимоувязанных проектов |
Методология господдержки инновационной деятельности на основе сетевого планирования является системой подходов, методов и инструментов анализа результативности бюджетного финансирования совокупности взаимоувязанных инновационных проектов с использованием графо-аналитических моделей. Алгоритм данной методологии включает:
1) Формирование портфеля инновационных проектов. На этом этапе происходит отбор проектов для включения в портфель с учетом стратегических приоритетов, ограничений по бюджету, наличия синергетических связей между проектами.
2) Анализ логических взаимосвязей проектов портфеля. Выявляются объекты, результаты и эффекты, которые могут быть использованы в нескольких проектах портфеля.
3) Построение обобщенной сетевой модели портфеля. На единой диаграмме Ганта отражаются все работы и связи как внутри отдельных проектов, так и между разными проектами портфеля.
4) Оценка синергетических эффектов портфеля. Рассчитывается дополнительный эффект от реализации группы взаимосвязанных проектов по сравнению с их автономным выполнением.
5) Выявление критического пути исполнения портфеля. Определяется последовательность работ, которая лимитирует общую продолжительность портфеля.
6) Оптимизация распределения ресурсов между проектами портфеля. Производится расчет оптимального распределения бюджета для минимизации сроков или затрат.
7) Сравнение плановых и фактических показателей по портфелю. На этапе мониторинга анализируются отклонения фактических параметров портфеля от плановых.
8) Корректировка приоритетов и бюджета портфеля. По результатам мониторинга при необходимости пересматривается состав проектов портфеля и распределение средств между ними.
Эффективность господдержки на основе сетевого планирования определяется в первую очередь решением целевой задачи по оптимизации параметров портфеля инновационных проектов. Разницу в подходах к оценке эффективности можно представить в табличной форме (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение подходов по определению эффективности господдержки на основе оценки по отдельным показателям и сетевого планирования
Параметр | Оценка по отдельным показателям | Решение целевой сетевой задачи |
Объект оценки | Эффективность отдельных инновационных проектов | Эффективность портфеля проектов в целом |
Цель оценки | Контроль расходования средств | Оптимизация параметров портфеля |
Методы оценки | Анализ количественных и качественных показателей реализации проектов | Математическое моделирование и оптимизация сетевой модели |
Результат | Данные об эффективности отдельных проектов | Оптимальный вариант реализации портфеля проектов |
Принятие решений | На основе анализа текущих данных | На основе решения целевой оптимизационной задачи |
При сравнении двух подходов к оказанию государственной поддержки инновационных проектов важно обратить внимание на следующее ключевое отличие. В базовом подходе предполагается финансирование текущей деятельности инновационной (научной) организации на протяжении некоторого фиксированного периода (например, 12 месяцев). Во втором подходе в случае реализации принципа сетевого планирования, речь идет о целевом финансировании конкретной научно-исследовательской (инновационной) задачи, срок решения которой может быть меньше календарного периода (например, 8 месяцев).
Таким образом, первый подход носит более общий характер и нацелен на поддержку текущей работы научной организации. Второй подход более конкретен и ориентирован на результат решения определенной задачи за установленное время. Это принципиальное отличие необходимо учитывать при выборе модели финансирования. Показательный пример приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Сравнительный пример финансирования инноваций с участием государства
Варианты финансирования инноваций | Значение |
Вариант 1 (финансирование проекта) | |
1. Исследования для государственных нужд | 2000 |
2. Посреднические услуги | 900 |
Государственные расходы (1+2) | 2900 |
Календарный период финансирования проекта, месяцев | 12 |
Государственные расходы в расчете на месяц | 241,7 |
Вариант 2 (сетевое планирование) | |
Стоимость сетевой задачи: | 2549,1 |
1) для государственных нужд | 1240,8 |
2) для собственных нужд (фактор коммерциализации) | 1308,3 |
Кредит банка | 1308,3 |
Срок решения сетевой задачи, месяцев | 8 |
Процентная ставка, годовых | 10 |
Тело кредита&проценты банка | 1395,5 |
3) Госсубсидия | 1395,5 |
Государственные расходы (1+3), в т.ч.: | 2636,4 (-263,6) |
в расчете на месяц | 329,5 (+87,88) |
Принцип сетевого планирования представляет собой организацию и координацию научной, научно-технической и инновационной деятельности с помощью сетей взаимосвязей между научными организациями, учеными, рационализаторами, изобретателями, инвесторами и другими участниками научно-технической деятельности. Сетевое планирование базируется на принципах сотрудничества, синергии и коллективной интеллектуальной деятельности. Данный подход позволяет максимально использовать потенциал научного сообщества и достигать оптимальных результатов в исследованиях. Компании, инвесторы и кредиторы, участвующие в сетевом планировании, получают возможность активно влиять на ориентацию исследований и разработок. Сетевое планирование также способствует сокращению времени, затрачиваемого на выполнение инновационных проектов, позволяет снизить бюрократические и организационные издержки, связанные с рутинными посредническими процедурами.
»Слов 939 »