Экономическая конструкция управления наукой в Республике Беларусь предполагает:
1) бюджетирование (институционализацию[1])) государственных научных организаций на основе годовых бюджетных смет для выполнения ими научных и научно-технических функций и задач, включая текущее содержание инфраструктуры и поддержание необходимой численности работников [ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 октября 2012 г. N 57/5/9/.
“Об утверждении Инструкции о механизме и формах предоставления средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную и научно-техническую деятельность”],
2) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее – НИОК(Т)Р) для государственных нужд[2]). Работы осуществляются на основе государственного контракта на НИОК(Т)Р для государственных нужд и финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных источников [п.10 Закона Республики Беларусь о научной деятельности],
3) выполнение НИОК(Т)Р за счет средств бюджета для собственных нужд[3]) по договорам, предметом которых является результаты научно-технической деятельности и их последующая коммерциализация от имени государственной научной организации.
Таким образом, финансирование НИОКР(Т)Р для государственных и собственных нужд представляют собой направления единого бизнес-процесса с участием государственной научной организации: с одной стороны, имеет место ориентированность на выполнение государственных задач и программ, с другой стороны, учитываются внутренние потребности научных коллективов – защита и развитие интеллектуального потенциала. Данные аспекты научной деятельности не являются изолированными, а взаимосвязаны и могут взаимно поддерживать друг друга. Наличие договоров для государственных нужд сигнализирует о потенциальной способности государственной научной организации к выполнению НИОК(Т)Р для собственных нужд.
Собственные нужды государственной научной организации могут включать следующие аспекты:
1) финансовые ресурсы: обеспечение необходимого финансирования для выполнения научных исследований с последующей коммерциализацией результатов,
2) инфраструктура и оборудование: создание и поддержка необходимой инфраструктуры, включая лаборатории, научные центры, учебные помещения, компьютерные системы и другие объекты, необходимые для проведения исследований и разработок,
3) кадровый потенциал: привлечение и сохранение квалифицированных научных специалистов, исследователей и других сотрудников, которые являются ключевым ресурсом для научной организации,
4) управленческие и организационные потребности: обеспечение эффективного управления научной организацией, включая разработку стратегии развития, планирование и контроль деятельности, управление проектами, административную поддержку и другие аспекты организационного функционирования,
5) образовательные и научные программы: разработка и проведение научных и образовательных программ, конференций, семинаров и других мероприятий, способствующих развитию науки.
В текущей ситуации бюджетирование научных организаций государством и финансирование НИОК(Т)Р на договорной основе являются отдельными, разобщенными, не синхронизированными и не формализованными бизнес-процессами, что приводит к:
– дублированию процедур и ресурсов, так как каждый из этих бизнес-процессов требует отдельного планирования, контроля и отчетности,
– избыточным накладным расходам государственной научной организации[4]),
– ограниченной координации и согласованности, прежде всего, с потребителями научно-технической продукции,
– дополнительным сложностям и непродуктивным затратам времени и ресурсов, обусловленных формализацией разобщенных бизнес-процессов,
– недостатку прозрачности и ответственности в использовании финансовых средств,
– усложнению планирования и управление финансами научных организаций, когда необходимо учитывать разные источники финансирования, соблюдать различные правила и требования для каждого из них, а также осуществлять контроль и отчетность в разных форматах,
– к потере прямой связи научной деятельности с удовлетворением государственных нужд и эффективностью исследовательских проектов для собственных нужд.
Интеграция бюджетирования государственных научных организаций с финансированием НИОК(Т)Р для государственных и собственных нужд в единый бизнес-процесс позволяет:
– разработать и использовать единый финансовый план, который объединяет потребности текущей деятельности организации с ее научной миссией (удовлетворению государственных нужд),
– планировать и координировать финансовые ресурсы с единого центра,
– сократить дублирование процедур и упростить административные требования,
– установить общие критерии и приоритеты для распределения ресурсов,
– обеспечить согласованный подход к распределению ресурсов и управлению научными проектами.
Модель интеграции институционального и договорного каналов финансирования государственных научных организаций реализована в форме проекта нормативного правового акта. Проект нормативного акта
[1]) Институционализация научной организации относится к процессу установления и формирования формальных правил, процедур, структур и норм, которые регулируют ее деятельность.
[2]) Государственный контракт для государственных нужд являются результатом взаимодействия научной организации с государством в целях выполнения задач и программ, которые являются приоритетными для государственной политики. Эти договоры обычно финансируются из бюджетных средств и направлены на решение важных научных и технических проблем, которые имеют социальную и экономическую значимость для государства в целом. Государственный контракт на выполнение НИОК(Т)Р представляет собой соглашение между государственным заказчиком и исполнителем, которое определяет цель исследования, сроки выполнения, финансовые условия, права и обязанности сторон. Заключение государственного контракта позволяет исполнителю получить финансовое обеспечение и ресурсы для проведения необходимых исследований, разработок и экспериментов в соответствии с требованиями и целями государственного заказчика. Государственные контракты на выполнение НИОК(Т)Р для государственных нужд имеют стратегическое значение для развития страны, обеспечения национальной безопасности, научного и технологического прогресса, содействия инновациям и достижения других приоритетов государственной политики. Процедуры и требования для заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР в законодательстве Республики Беларусь не определены.
[3]) Договоры на НИОК(Т)Р для собственных нужд государственной научной организации ориентированы на удовлетворение внутренних потребностей организации, таких как развитие научных знаний, технологий и компетенций, а также создание новых продуктов или услуг. Эти договоры могут включать сотрудничество с коммерческими партнерами, инвестиции и другие формы финансирования, направленные на развитие научных возможностей и достижение конкурентных преимуществ. Договоры на НИОК(Т)Р для собственных нужд государственной научной организации в законодательстве Республики Беларусь не определены.
[4]) Накладные (условно-постоянные) затраты научной организации не имеют прямой линейной связи с объемом деятельности или уровнем доходов. Они остаются постоянными в определенном диапазоне деятельности или продаж и не изменяются пропорционально изменению объема производства или предоставления услуг. Такие условно-постоянные затраты включают фиксированные арендные платежи, зарплату основного административного персонала, амортизацию оборудования, а также некоторые административные и общехозяйственные расходы.