Белкоопсоюз – дорога без конца

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. 

Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 настоящего Кодекса, условия и порядок приема в члены кооператива и прекращения членства в нем; права и обязанности членов кооператива; условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. (ст. 116 ГК РБ)  Скопировано с сайта avcd.by

Проанализировав информацию на сайте Белкоопсоюза (https://bks.gov.by/), можно сделать следующие выводы:

  1. Система Белкоопсоюза позиционирует себя как “кооперативную”, однако на деле это крупнейшая государственная сеть розничной торговли и общественного питания.
  2. Информация о членстве и роли рядовых потребителей-пайщиков отсутствует. На сайте нет данных о количестве и составе членов, их правах и обязанностях. Это не характерно для подлинно кооперативной организации.
  3. Отсутствует информация о возможности участия членов в управлении и контроле за деятельностью организации. Нет упоминаний о проведении отчётных собраний пайщиков и т.д.
  4. Не представлены годовые финансовые и нефинансовые отчёты о работе Белкоопсоюза и его предприятий, которые должны быть достоянием кооперативных членов.

Таким образом, по имеющейся на сайте информации нельзя сделать вывод о реальном соответствии Белкоопсоюза принципам потребкооперации. Скорее всего это госорганизация, использующая “кооперативный” бренд.


Справочно. О потребительской кооперации в Дании

Потребительская кооперация в Дании представляет собой демократически управляемые организации, целью которых является предоставление товаров и услуг их членам на максимально выгодных условиях. Учредителями потребительских кооперативов в Дании являются сами члены кооператива – обычные граждане, объединившиеся для удовлетворения своих потребительских нужд. Кооперативы строятся на принципах демократического управления и контроля со стороны членов. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива. Все важнейшие решения принимаются путём голосования. Каждый член кооператива независимо от объёма сделанных покупок имеет один голос. Общее собрание избирает совет директоров и президента кооператива. Совет директоров определяет стратегию развития и осуществляет контроль за текущей деятельностью управленцев. Президент и исполнительные менеджеры отвечают за оперативное управление и реализацию стратегии кооператива. Также в потребкооперативах создаются комитеты по надзору и аудиту, которые анализируют деятельность менеджмента, проверяют финансовые отчёты и информируют членов обо всех важных вопросах.

Одним из крупнейших потребительских кооперативов в Дании является Coop Danmark (https://info.coop.dk/koncernen/historie/). Это объединение нескольких региональных кооперативов, насчитывающее более 1,9 миллиона членов. Членство в Coop Danmark открыто для всех. При вступлении нужно внести паевой взнос (обычно 200 датских крон). Члены Coop Danmark получают скидки и бонусы при покупке товаров в магазинах сети. Например, ежегодно they get up to 5% cash back на все покупки. Также члены могут участвовать в управлении кооперативом, голосуя на общих собраниях. Кооператив ежегодно возвращает часть прибыли обратно членам в виде дивидендов. Таким образом поощряется лояльность покупателей по отношению к кооперативу. Многие покупают большую часть продуктов и товаров именно в Coop, так как это выгодно. Такая модель потребительской кооперации позволяет объединить интересы отдельных потребителей и добиться более выгодных цен и условий для них.

Основными источниками финансирования потребительских кооперативов в Дании являются:

  1. Паевые и иные взносы членов кооператива. Помимо первоначального взноса, члены могут вносить дополнительные добровольные паевые взносы, а также принимать решение о проведении дополнительных целевых сборов.
  2. Заемные средства. Кооперативы активно привлекают кредитные ресурсы из коммерческих банков под свои инвестпроекты. Условия кредитования обычно довольно лояльные.
  3. Прибыль от деятельности, которая реинвестируется в развитие. У крупных и успешных кооперативов, таких как Coop Danmark, прибыли вполне достаточно для расширения бизнеса.

Основным источником финансирования текущей деятельности и инвестиций для Coop Danmark служит прибыль от продаж, доля которой измеряется десятками процентов. Членские взносы играют вспомогательную роль на начальном этапе становления или при реализации специальных проектов развития. Тем не менее, участие членов в финансировании является важной отличительной чертой кооперативной бизнес-модели. Это повышает их заинтересованность и стимулирует активное участие в деятельности организации. Однако, без реального экономического участия рядовых членов теряется основополагающий принцип кооперации. Этот вопрос периодически поднимается в дискуссиях о будущем кооперативного движения Дании. С одной стороны, есть сторонники сохранения сложившейся, а не ресурсной демократии. Они считают это более реалистичным подходом на текущем этапе. С другой стороны, есть идеи об усилении именно экономического участия членов, например путем:

  • Увеличения минимального вступительного и регулярных членских взносов
  • Вовлечения членов в софинансирование новых проектов через паевые вложения
  • Выплаты части прибыли кооператива в виде паевых дивидендов

Пока что в большинстве зрелых датских потребкооперативов преобладает первый подход. Но дискуссия продолжается, поиск оптимальной модели не завершен.


Меры по преобразованию Белкоопсоюза в подлинно кооперативную организацию, отвечающую законодательству, интересам как пайщиков, так и системы в целом:

  1. Сформировать реальное коллективное членство из числа потребителей. Установить обязательные паевые взносы при вступлении. Ввести механизм выплаты кооперативных дивидендов членам.
  2. Перевести контроль и управление на демократическую основу. Ввести выборность основных органов управления (совета, правления) среди членов-пайщиков.
  3. Обеспечить прозрачность деятельности. Ежегодно публиковать отчёты, проводить общие собрания членов по итогам работы. Ввести независимый аудит.
  4. Предоставить возможность участия кооперативных членов в финансировании развития системы (добровольные целевые паевые взносы). Сохранить при этом сильную розничную сеть и производственную базу.
  5. Вовлекать членов-пайщиков в заготовительную деятельность – скупку сельхозпродукции, дикоросов, изделий народных промыслов. Установить для них более выгодные закупочные цены и льготы.
  6. Предоставлять членам кооператива существенные скидки (до 20-25%) на приобретение товаров отечественного производства в рознице. Это будет стимулировать спрос.
  7. Развивать программы потребительской лояльности с накоплением бонусов, скидок, расширением неценовых преимуществ членства.
  8. Привлекать членов к участию в различных образовательных, культурных и иных проектах кооперации:
    • Образовательные проекты. Например, организовывать бесплатные курсы и тренинги для членов кооператива – по основам предпринимательства, финансовой грамотности, использованию цифровых технологий и т.д.
    • Культурно-просветительские проекты. К примеру, создавать при местных кооперативных центрах бесплатные музыкальные, художественные, театральные кружки и студии для детей и взрослых членов кооператива.
    • Спортивно-оздоровительные проекты. Например, организовывать секции и спортгруппы по разным видам спорта, выделять бесплатные абонементы в местные спорткомплексы и бассейны.
    • Информационно-консультационные проекты. Создавать при кооперативах центры правовой и иной консультационной поддержки для членов по жизненно важным вопросам.
    • Туристско-экскурсионные проекты. Проводить для членов кооператива групповые туристическо-оздоровительные поездки по стране по льготным ценам.

Концепт-модель аналитической веб-платформы для членов потребкооперации

Цель – предоставить максимум полезных сервисов членам кооперации, повысить экономическую выгоду от участия в её работе.

  1. Личный кабинет пайщика – отражает персональную информацию о членстве, накопленных бонусах, скидках, покупках и активности в кооперативе.
  2. Система аналитики по товарам и услугам – большие данные о ценах, характеристиках, рейтингах, отзывах в разрезе разных магазинов и поставщиков кооператива.
  3. Мониторинг лучших цен – инструмент автоматического сравнения цен в кооперативной рознице с другими продавцами в регионе.
  4. Финансовые сервисы – дистанционное оформление вкладов, кредитов, страховок на специальных условиях для пайщиков.
  5. Биржа сельхозпродукции – онлайн платформа для скупки у населения сельскохозяйственной продукции.
  6. Сервис коллективных закупок – формирование заявок от групп пайщиков для закупки товаров оптом по сниженным ценам.
  7. Маркетплейс услуг и трудоустройства – платформа для поиска/размещения различных услуг, подработок между пайщиками.

Преобразование Белкоопсоюза из государственной торговой сети в подлинный кооператив имеет благоприятную экономическую перспективу:

Представим такую ситуацию: Кооперативный супермаркет реализует товары с минимальной наценкой 5%. Если в обычной торговле экономический интерес продавца подчинен прибыли, то выгода для членов кооперации  носит прямой характер – это возможность приобретать товары ниже рыночной цены на 15-20%, а иногда и больше. Кроме того, по мере роста оборота появится возможность выплачивать пайщикам доход в виде потребдивидендов.

Кооператив может иметь эксклюзивные договоры с производителями промышленной продукции, дающие право на массовую закупку по более низкой цене. В свою очередь надбавка кооператива будет также минимальной. И тогда пайщик имеет возможность приобрести промышленную продукцию на существенно более выгодных условиях. В этом случае выгоды для пайщиков многократно возрастают:

  • Кооператив получает хорошие скидки от производителей (20, 30% или больше) за счёт крупных закупок всех партий продукции под собственной торговой маркой.
  • Минимальная наценка кооператива (5-7%) покрывает издержки и сводит конечную цену для пайщиков к минимуму.
  • Члены кооперации имеют уникальную возможность покупать отличные товары по ценам ниже среднерыночных на 25-30%!

Член кооператива, работающий как сдатчик продукции, имеет возможность усилить свои преимущества за счет косвенной выгоды, тогда как купля-продажа на рынке обезличена и не предоставляет таких возможностей. Это особенно характерно для сезонной продукции, например, картофеля. Сдавая выращенный урожай картофеля в свой потребительский кооператив, аграрий-пайщик получает целый ряд выгод:

  • более высокую закупочную цену – на 15-20% превышающую рыночную;
  • гарантированный сбыт всего объема;
  • своевременную оплату по факту поставки;
  • выплату паевых дивидендов из прибыли кооператива;
  • дополнительные бонусные баллы, которые затем он может потратить на покупку товаров по сниженным ценам у того же кооператива.

Кооперативная модель создаёт для своих членов уникальный пакет преимуществ, прежде всего, для жителей сельской местности.

Заключение

Отсутствие реального кооперативного членства и неконтролируемая бюрократизация Белкоопсоюза искажает изначальные принципы кооперации, приводит к следующим негативным последствиям:

  1. Вместо обслуживания интересов пайщиков приоритет отдается коммерческим целям в интересах управленческих структур, используя админресурс и господдержку.
  2. Отсутствие демократического контроля со стороны пайщиков способствует неэффективности, злоупотреблениям и коррупции внутри самой структуры.

Для исправления ситуации требуется, по сути, перезапуск Белкоопсоюза на подлинно кооперативных началах с широким участием и контролем рядовых пайщиков.

»Слов 1,469 »

Loading

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Владимир Лемех

0
Комментарии: 0Публикации: 214Регистрация: 21-02-2021
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x