Не видим мы того, что видно ясно. У. Шекспир
Традиционные промышленные предприятия, работающие по «линейным» экономическим моделям, действуют по принципу: «покупай, производи и продавай, а об остальном позаботится государство». Нескоординированное производство и потребление ресурсов составляют главную проблему линейной экономики, которая подчинена политико-стратегическим соображениям устойчивого экономического роста. В линейной экономике ресурсы продаются и покупаются с перекладыванием негативных экологических и финансовых последствий на конечных потребителей (рисунок 1).
Линейный подход к ведению бизнеса, представленный на рисунке 1, демонстрирует односторонний (идеалистический) подход к толкованию эффективности, провоцируя проблемы системного характера, в частности дефрагментацию отношений, их сведение к импульсивным торгово-закупочным операциям. Идея устойчивого экономического роста линейной экономики в значительной степени отягощена упущенными возможностями и рисками, возникающими на стыке локальных, отраслевых, региональных и национальных приоритетов экономического развития. На рисунке 2 показано, что образ идеалистического будущего, формируемый эмпирически[1] по сценариям линейной экономики, утопичен, так как является отражением времени и места, в котором они были созданы.
В контексте развития нелинейной экономики, план будущего ориентирует всех участников бизнес-процесса на позитивные изменения, планируемые с единого центра. Переход к новым приоритетам инновационного развития сводится не столько к корректировке и уменьшению негативных последствий линейной экономики. Это скорее системный сдвиг, который создает долгосрочную устойчивость, деловые и экономические возможности, обеспечивает экологические и социальные выгоды на всей цепочке создания добавленной стоимости (рисунок 3).
Единство (целостность) прошлого, настоящего и будущего является необходимой и позитивной предпосылкой планирования событий во времени. На рисунке 3 показано, что материалистический (пространственно-темпоральный[2]) подход к планированию будущего в определяющей степени связан с реализацией комплексных институциональных решений.[3]
Всякий акт мятежа против разрушительной химеры производственной эффективности порождает то, что можно назвать «Планом будущего». План преобразования линейной экономики является непревзойденным приоритетом в той мере, в какой становится фактором эффективности отношений (рисунок 4).
[1] Эмпирик разлагает предметы (подобно тому, как анатом рассекает на части тело человека), но в результате этого анализа живое, конкретное явление исчезает. Эмпирик имеет дело с как бы умерщвленной природой, с трупом действительности и не в состоянии подняться до синтеза, поскольку синтез этот, кажется ему, привносит нечто от себя в природу раскрываемых познанием вещей (Чернышев Б.С. О логике Гегеля. Стенограмма лекций. М. 1941)
[2] Темпоральность – интервал времени, на котором может быть установлена исчерпывающая специфичность объекта (процесса, организма, действия).
[3] Образы будущего – это образы совершенно иного, они революционны и радикальны по своей природе, либо они вообще ничто. (Фред Полак)
Источник: В. Лемех. План будущего. URL – https://antieconomy.com/proekty-budushchego/