Формирование образовательной среды для студентов и специалистов (далее-подписчиков)
Концепция:
- Практико-ориентированность – упор на выход из реалистичных проблемных ситуаций.
- Взаимопомощь – поддержка друг друга в ходе обучения через дискуссии и обмен опытом.
- Геймификация – использование игровых механик для стимулирования активности и вовлечённости.
Ключевые возможности:
- Инструменты для командной работы над гипотезами, задачами и кейсами.
- Мотивационная система через экзаменационные испытания.
- Удобные средства коммуникаций и координации.
- Аналитика с контролируемыми правами доступа для отслеживания прогресса в обучении.
Учебный курс – образовательный процесс, направленный на осмысление и поиск решения значимой практической проблемы, противоречия или потребности, соотносимой с текущей и будущей деятельностью подписчика. Цель учебного курса – на основе имеющихся теоретических знаний и экспериментальных данных сформулировать рабочие гипотезы и задачи по заданной проблематике, а также наметить возможные пути их решения/доказательства.
Учебный курс базируется на определенном замысле (выбросе энергии), основанном на научном методе – последовательности этапов исследования (выявление проблемы (противоречия, потребности) → сбор данных → анализ → формулировка гипотез и задач → проверка гипотез/решение задач → обобщение/удовлетворение потребности). Замысел учебного курса призван быть привлекательным для целевой аудитории подписчиков, демонстрируя потенциальную полезность курса для их будущей профессиональной реализации. Проявление заявленного замысла происходит через структурирование учебного материала в соответствии с этапами научного метода. Лекции выстраивают теоретическую базу, формулируют рабочие гипотезы/задачи. Практикумы, семинары и экзаменационные испытания служат инструментом их оценки, проверки и доработки. Компоненты учебного курса: лекция, практикум, семинар, экзаменационное испытание.
Справочно.
Гипотеза – это предположение, допущение, которое выдвигается для объяснения каких-либо явлений, причин, взаимосвязей. Гипотеза позволяет сформулировать возможный вариант решения проблемы, который затем требуется проверить.
Научная гипотеза обычно имеет следующую структуру:
- если…, то…;
- предположим, что если…, то будет наблюдаться…
Ключевые признаки гипотезы:
- предположительный характер утверждения;
- нуждается в проверке и подтверждении.
Задача – это проблема или затруднение, требующие решения путём выполнения определенных, специально организованных действий.
Ключевые признаки задачи:
- наличие проблемной ситуации, затруднения, требующих разрешения;
- необходимость осуществления ряда действий, приводящих к решению задачи;
- понимание желаемого результата решения задачи.
Кейс – это описание конкретной реальной ситуации, которая имела место в соответствующей практике, и которая предъявляется обучающимся для анализа и поиска оптимального решения поставленной проблемы.
Ключевые характеристики кейса:
- Основан на реальных событиях и фактических данных
- Содержит описание контекста и условий ситуации
- Включает конкретную проблему, требующую анализа и разрешения
- Предполагает активное обсуждение обучающимися и принятие решения по ситуации
- Не имеет единственно правильного решения, допускает альтернативные варианты
Лекция – форма аудиторных занятий в рамках учебного курса, в ходе которой преподаватель систематизирует имеющиеся теоретические знания и экспериментальные данные по обозначенной проблематике, а также выдвигает возможные гипотезы и формулирует задачи, намечая потенциальные пути их решения/доказательства в соответствии с этапами, определенными структурой учебного курса. Лекция призвана организовать системное осмысление имеющегося материала и выдвижение гипотез и задач для последующей практической проверки и решения на практикумах, семинарах и в рамках экзаменационного испытания.
Практикум – форма учебных аудиторных занятий, где подписчики выполняют практические задания, касательно решения конкретной задачи. Цель практикума – углубить понимание лекционного материала.
Сценарий практикума:
- Преподаватель на предыдущей лекции формулирует практические задачи, приближенные к реальной коммерческой деятельности.
- Текст лекции с перечнем задач размещается на сайте преподавателя в разделе “Сообщество/Среда обучения”.
- До начала практикума каждый подписчик обязан зайти в личный кабинет на сайте, выбрать одну из предложенных задач и изложить свое видение подходов к ее решению.
- На практикуме преподаватель организует обсуждение задач – подписчики представляют свои подходы к решению в устной или презентационной форме.
- Другие подписчики задают уточняющие вопросы докладчику, предлагают альтернативные способы решения проблемы.
- Преподаватель дает комментарии, направляет дискуссию, в конце подводит итоги наиболее удачным решениям.
Семинар – форма учебных аудиторных занятий, в рамках которых преподаватель организует дискуссию подписчиков в по предложенным им гипотезам, сформулированным по заданной теме. Цель семинара – отработать навыки формулировки гипотез, аргументации выводов.
Сценарий семинарского занятия:
- На предыдущей лекции преподаватель формулирует гипотезы, близкие к проблемам ведения бизнеса (маркетинга).
- Текст лекции с перечнем гипотез публикуется на сайте преподавателя в разделе “Сообщество/Среда обучения”.
- Каждый студент до начала семинара обязан войти в личный кабинет, выбрать гипотезу и изложить своё мнение – согласен он с ней или нет и почему.
- На семинаре 2-3 подписчика выступают с мнением по одной выбранной гипотезе, приводя аргументы и данные.
- Остальные студенты задают вопросы, высказывают альтернативные точки зрения, предлагают опровергающие примеры.
- Преподаватель направляет дискуссию, делает выводы о подтверждении/опровержении гипотез.
Экзаменационное испытание представляет собой многодневный процесс коллективной работы, в рамках которого подписчики участвуют в решении конкретной ситуационной задачи (кейса), связанной с навыками и умениями, полученными в рамках образовательного процесса. Цель: оценить способность подписчиков применять определенные инструменты и методы для решения конкретной ситуационной бизнес-задачи (кейса).
Ситуационная задача (далее – кейс) как инструмент обучения и экзаменационного испытания
Кейс представляет собой описание конкретной практической ситуации, требующей анализа и принятия решения.
Преимущества кейса для экзаменационного испытания:
- Позволяет оценить не только теоретические знания студента, но и способность применять эти знания на практике для решения конкретных задач.
- Демонстрирует умение анализировать ситуацию, критически мыслить, обосновывать принимаемые решения.
- При коллективной работе возможно оценить коммуникативные навыки, умение работать в команде, выстраивать продуктивное взаимодействие.
В отличие от традиционного экзамена, ориентированного на индивидуальную проверку знаний конкретного подписчика, кейс позволяет комплексно оценить целый ряд характеристик и навыков, важных для практической деятельности. Поэтому он хорошо подходит в качестве инструмента итоговой аттестации подписчиков в групповом формате.
Сценарий план экзаменационного испытания
- Подписчики, при посредничестве автора учебного курса, объединяются в команды по 4 человека и распределяют роли по разработке маркетингового кейса, отражающего реальную проблему/задачу на основе аналитических данных. У команды будет 2 недели на работу над кейсом и разработку комплексного плана маркетингового исследлвания.
- Команда готовит один общий кейс и презентацию для его защиты на экзамене. Все участники команды должны принимать участие в презентации кейса (каждый в своей части).
- Оценка кейса будет проявляться на уровне критериев F1-F5 (оценка содержания кейса ) и критериев оценки презентации кейса (F6-F7). Каждый из критериев (F1-F7) состоит из n-показателей (индикаторов).
- В день экзамена команда презентует свой кейс автору учебного курса (экзаменатору). Экзаменатор оценивает кейс по критериям F1-F7.
- По итогам экзамена по определенному алгоритму рассчитывается итоговый рейтинг кейса. Полученные баллы за кейс конвертируются в итоговую экзаменационную оценку студента.
- Кейсы вместе с их презентациями и оценками публикуются на сайте автора курса.
- Демонстрация оценки кейса на экзаменационном испытании >>>
Дипломная работа – самостоятельное и логически завершенное исследование, посвященное решению актуальной научной или практической проблемы, которое выполняется подписчиком на заключительном этапе обучения в вузе
Дипломная работа позволяет продемонстрировать исследовательские умения, навыки критического анализа литературных источников и решения практических задач в рамках выбранной темы. Качество дипломной работы является одним из основных критериев оценки готовности подписчика к профессиональной деятельности.
Характеристики качественной дипломной работы
- Актуальность темы и практическая значимость работы
– Тема должна быть посвящена современной проблеме, которая недостаточно изучена и требует решения. Необходим анализ последних источников, статистических данных, показывающих остроту проблемы.
– Должно быть четкое обоснование необходимости и своевременности проведения данного исследования, его востребованности на практике.
– Нужно показать, как практически могут быть использованы предлагаемые в работе подходы, модели, рекомендации.
- Четкая формулировка цели и задач исследования
– Цель отражает основной замысел работы, конечный результат, к которому стремится исследователь.
– Задачи разбивают процесс достижения цели на отдельные этапы, каждая задача решает подпроблему для приближения к цели.
– Задачи должны быть сформулированы максимально конкретно, с указанием объекта и предмета исследования. Каждая задача проверяется на выполнимость.
- Критический обзор литературы
– Дается характеристика степени изученности проблемы на основании актуальных публикаций ведущих исследователей.
– Выявляются основные направления изучения проблемы, школы, взгляды ученых, достигнутые результаты.
– Анализируются используемые подходы, модели, методы, выделяются их сильные и слабые стороны.
– Формулируется собственная точка зрения по ключевым аспектам liter_темы.
- Описание методов исследования
– Подробно характеризуются выбранные методы сбора и анализа данных, методики, инструменты, этапы исследования.
– Обосновывается выбор конкретных методов для решения задач данной работы.
– Указываются ограничения используемых методов.
- Логичное и последовательное изложение результатов на примере «—«
– Излагается ход исследования в соответствии с поставленными задачами.
– Дeмонcтрируютcя полученные теоретические и(или) экспериментальные результаты, приводятся различные данные, расчеты.
– Материал структурирован, выделены главы и параграфы в соответствии с логикой работы.
– Используются таблицы, графики, схемы для наглядного представления результатов.
- Аргументированные выводы
– В выводах в сжатом виде обобщается, что удалось решить в процессе исследования в соответствии с задачами.
– Делается заключение о подтверждении или неподтверждении выдвинутых гипотез.
– Предлагаются рекомендации и перспективы дальнейшего исследования темы.
7. Грамотное оформление работы
– Работа оформляется в соответствии с ГОСТом, стандартами по оформлению исследовательских работ.
– Текст работы вычитывается и проверяется на наличие ошибок, опечаток, несоответствий.
- Самостоятельность выполнения
– В случае заимствования результатов или текстов других авторов, делаются соответствующие ссылки.
– Оформляется заявление об авторстве и самостоятельном характере выполнения дипломной работы.
Результат прохождения учебного курса:
- На сайте преподавателя создается специальный раздел “Итоги курса”, в котором публикуются материалы, подготовленные подписчиками. Формат представления результатов может быть разным – текстовые кейсы, презентации, видео-отчеты, инфографика и т.д.
- Материалы публикуются в открытом доступе и доступны для комментирования и оценки посетителями сайта.
Событийный календарь